Малянтович Вс. Выставка «Чисел» // Последние новости. 1931. 4 апреля. № 3664. С. 4.

 

 

Вс. Малянтович

Выставка «Чисел»

 

В галерее «Л-Эпок» (22, рю ла Боэти) открыта теперь организованная журналом «Числа» «Выставка группы художников русского происхождения». В ней участвуют: Арапов, Блюм, Володин, З. Готье, Гончарова, Карский, Кремень, Ларионов, Минчин, Пикельный, Нуви, Терешкович, Сутин, Шаршун, Шагал и скульпторы: Андрусов, Лучинский, Мещанинов, Палкин.

На всякой коллективной выставке очень естественно возникает вопрос, какое в ней собственное содержание, помимо персонального.

Взятый «Числами» национальный признак недостаточен, чтобы сообщить выставке художественный интерес, тем более, некоторые из участников выставки связь с Россией потеряли и об этом не жалеют. Таковы Шагал, Сутин, Палкин, Лучанский. Списком участников выставки далеко не исчерпываются, с другой стороны, известные в Париже русские имена, даже из числа художников позднейшей, заграничной формации. Художественная же физиономия составляющих эту группу «русского происхождения» оказывается тоже весьма различной, несмотря на общее для нее значение Парижа. И в их совместных выступлениях ни прежних, ни теперь, не стоит искать поэтому принципиального смысла.

Задача и заслуга «Чисел» заключается просто в том, что организаторы выставки дали возможность увидеть лишний раз несколько способных художников. И за это — спасибо. Настоящая выставка, во всяком случае, гораздо серьезнее предшествующих, в том же, приблизительно, составе имен. Участие Шагала и Сутина повышает ее интерес. И это только начало художественной программы «Чисел». 9 апреля в той же галерее откроется выставка Ларионова, а за ней намечены и другие.

Много места на выставке отведено работам Арапова, Блюма и очень заметное положение занимают небольшие, как всегда, работы Пуни.

Арапов, находящийся в настоящее время в Америке, представлен здесь относительно старыми своими вещами. В данном случае хочется отметить в нем одну черту. Несмотря на свою рано проявившуюся индивидуальность, позволяющую, если не всегда узнавать, то всегда угадывать его, — Арапов находится в очень нормальном для его возраста состоянии изменчивости и художественного разнообразия. Он — всегда в движении, — всегда рискует изменить тому, что уже связалось с его именем и завоевало ему симпатии. Этим он очень отличается от Блюма, остающегося, несмотря на привлекательность своего колорита и другие свои качества, неподвижным. Не то он боится выйти из ограниченного круга своих художественных восприятий, не то — не может этого сделать? На сей раз он все же разнообразен и в манере, и в сюжетном содержании и, в общем, от его работ остается очень приятное впечатление.

Городские пейзажи Пуни, кажется нам, свидетельствуют о выходе этого интересного и тонкого художника из состояния апатии. Перед ним стала на этот раз труднейшая задача — синтезировать впечатления от людного городского места, — впечатления, зависящие от игры света и красок и графической сложности всей картины. В решении этой задачи художником вложено много чуткости, добросовестности и вкуса.

Из трех работ Ларионова очень приятна небольшая акварель с двумя женскими фигурками.

Нужно отметить очень хороший портрет Воловика, один из пейзажей Карского, Гончарова. Кремень и Терешкович представлены недостаточно характерно. В работах Минчина гораздо больше в этот раз внешнего блеска, чем других его качеств. Вещи Шаршуна кажутся нам относящимися к области «маленьких изобретений». Лучше, чем всегда, — Пикельный, и очень мало непосредственности в работах З. Готье.

Шагал представлен тремя работами 1914 года. Они очень типичны для него в этот период. Это — громадный холст, изображающий фантастического еврея, голова человека, которому в рот летят птицы, и очень «ядовитая» по сюжету картина: полуобнаженная женщина, кормящая грудью игрушечного чертенка.

Настоящим украшением выставки является превосходный натюрморт Сутина.

Из скульпторов очень хорошо представлен Андрусов, работы которого, а также прекрасно скомпанованная группа Палкина «Музыканты», производят наибольшее впечатление. Очень хороши также бюсты Лучанского и Мещанинова.