Р. К. Грань – № 1 – Март–май 1939. Под редакцией С.В. Иегулова и И.Я. Савича // Меч. 1939. 15 апреля. № 16 (253). С. 5.

 

 

Р. К.

Грань — № 1 — Март–май 1939. Под редакцией С.В. Иегулова и И.Я. Савича

Появление всякого нового периодического издания в зарубежной жизни является событием. Событие это особливо важно, поскольку журнал, всецело опираясь на молодые силы русской национальной эмиграции, пытается перешагнуть ту «грань», существование которой бессознательно ощущается многими.

Самое название журнала налагает на редакцию большую и почетную ответственность, требуя от нее чуткого и продуманного подхода к присылаемому материалу.

Перу одного из редакторов, И.Я. Савича, принадлежит руководящая статья «Рождение доктрины», введением к которой весьма удачно выбраны слова Достоевского: «Можно очень многое знать бессознательно». Осознание этого бессознательного знания и является главной задачей автора, задачей, к которой он подходит с большой осторожностью, как бы кругами пытаясь приблизиться к центральному ее моменту. Естественно, что «та сторона грани» охарактеризована им более четко и выпукло, нежели «эта», наша, будущая сторона, к которой автор с таким напряжением стремится. Статья представляет собой скорее пролегомены — предисловия — будущей, нерожденной еще, доктрины. Отсюда понятно и простительно часто неясное выражение трудно высказываемых «бессознательных» мыслей, затрудняющее понимание их читателем.

В противоположность статье Савича, несомненно, ценной в ее устремлении к новому и часто затрагивающей исключительно важные проблемы рождающегося мироощущения, статья другого редактора журнала — С.В. Иегулова — «Облики русского парламентаризма» носит ярко выраженный ретроспективный характер. Иегулов обращен лицом к прошлому, он всецело занят обличением явлений, лежащих «по ту сторону» грани. Изучение прошлого важно и интересно постольку, поскольку оно подготовляет нас для будущей деятельности — historia magistra vitae (история учительница жизни). Беда не в том, что Иегулов занимается прошлым, плохо то, как он им занимается. Несомненно, что описываемая им часть интеллигенции начала ХХ в. несет большую и тяжелую вину перед Россией. Не нужно забывать, однако, что все-таки это наши отцы, что тот идеализм, та вера в светлое будущее, которая освящает сейчас нашу борьбу, пусть в искаженной форме несчастного заблуждения, все же не была им совершенно чуждой, что стыдно бросать грязью в своих отцов, пусть даже запятнанных тяжелыми ошибками, пусть безвозвратно отделенных от нас той роковой гранью, о которой им еще не дано было знать. Не нужно забывать также, что многие из нас тогда, вероятно, были бы с ними, что не один борец, гибнущий сейчас в России в борьбе с большевизмом, верил в построение социализма и недавно еще боролся за него (особенно, если он принадлежит к молодежи).

Большую ценность для журнала представляет сотрудничество д-ра философии Н.А. Реймерса. Серьезность его статьи «Понятие априори у Канта и Шопенгауэра» с подзаголовком «Краткое введение в контическую философию отнюдь не должна пугать читателя. Наряду с борцами и агитаторами будущей России понадобятся мыслители и ученые, понадобятся также люди, умеющие ориентироваться в области идеалистической философии, которая одна сможет залечить раны, нанесенные религиозному и философскому сознанию русского народа долголетним преподаванием материалистических учний. Разработка темы могла бы чрезвычайно выиграть, если бы автор счел возможным сделать из нее конкретные, доступные пониманию философски неискушенного читателя выводы и показать непосредственную актуальность философского знания в живой борьбе за Россию.

Нужно отметить художественный вкус редакции в составлении литературного отдела. Несомненно, талантливо разработана Б. Алексеевым в сущности далекая нам тема («В походе», отрывок из цикла «Легион»). Хороши и посмертные стихотворения Ивана Савина. В несомненном стремлении пробиться за «грань» создана «Гравюра на дереве» Романа Редлиха.

Менее удачным нужно считать отдел «Зарубежная жизнь». Для юмора и сатиры нужен особый, большой талант. Зарубежная жизнь, как таковая, едва ли может помочь кому-нибудь переступить за грань злободневной полемики; да и «гусей дразнить», право, не стоит. Непонятно также, как можно было терять целую страницу столь драгоценного при нашей бедности печатного слова на помещение письма монахини Марты.

Чрезвычайно толково составленный библиографический отдел является ценным вкладом в зарубежную библиографию и удачно выполняет задачу помочь сродным по духу людям найти друг друга.

Удачное распределение интересного материала, несомненно, заставит каждого получившего «Грань» читателя с нетерпением ждать следующего номера.

 

Берлин