Филон. Современная живопись и журнал «Числа» // Возрождение. 1932. 14 июля. № 2599. С. 4.

 

 

 

Филон

Современная живопись и журнал «Числа»

 

Современное искусство и, в особенности, живопись, к сожалению, мало известны широкой русской публике и поэтому нельзя не приветствовать то внимание, какое уделяет журнал «Числа» произведениям нового искусства. Выход 6-й книги этого журнала дает повод подвести итог художественной деятельности сборника.

Искусство живописи в России, как известно, развивалось несколько в стороне от общего русла европейского искусства. Начиная с 50-х годов прошлого столетия и кончая почти началом ХХ века, русская живопись находилась под влиянием художественных догм двух направлений — «передвижничества» и позже «Мира искусства». Оба эти направления, каждое по своему, создали свой канон, весьма далекий, по нашему мнению, от традиции настоящего искусства. Преобладание литературных и социальных элементов у «передвижников» и «эстетических» у «Мира искусства» низвели художественно-техническую сторону на весьма низкую ступень и, кроме отдельных талантов (Репина, Сурикова, Серова), русская живопись этого времени не представляет большого интереса с точки зрения европейского знатока.

Усилия московской группы художников «Бубновый валет» и отдельных коллекционеров — Морозова, Щукина и др. — вводят, наконец, русскую живопись в орбиту европейских исканий. Влияния французских мастеров XIX века благотворно отразились на развитии наших художников. Уже перед самой войной мы имеем мастеров совсем европейского склада. Такими были: Машков, Кончаловский, Фальк, Ларионов и др. Октябрьская революция прервала, к сожалению, эту эволюцию, и мы видим опять (как ни странно) фатальный возврат к передвижничеству. Все эти мастера из АХР-а, ОСТ-а и других советских художественных организаций, несмотря на звучность лозунгов, вдохновляются идеями того же Стасова. Художники зарубежья, которых здесь не мало, поэтому и являются единственными носителями европейской живописной традиции. Многие из них пользуются европейской известностью и имена их уже записаны на страницах европейской истории искусства.

К сожалению, русская публика не всегда достаточно осведомлена о художественной деятельности наших мастеров и поэтому для нас особенно интересна инициатива «Чисел», единственная в своем роде. В сравнительно короткий срок своего существования «Числа» показали читателю весьма полно и разнообразно картину развития современного искусства.

Так, например, русскому «фовизму», Ларионову, Ланскому, Пуни, Сутину и Шагалу отведено много места. Мы находим ряд отборных репродукций с картин этих мастеров, сопровожденных текстами первоклассных критиков. Молодые импрессионисты — Терешкович, Блюм, Арапов, Пикельный и, наконец, Минчин представлены очень полно, особенно — Терешкович. Статья об его творчестве, а также красочное воспроизведение его «Сторожа из Авалона» и пейзажа дают полное представление об его художественной физиономии.

Интересна статья Максимилиана Готье о творчестве покойного Минчина. Мы вполне одобряем выбор репродукции «Отъезд на Корсику»: это одна из лучших работ, оставленных мастером. Приятны пейзажи Блюма. Неоклассицизм представлен репродукциями с картин Льва Зака (голова), Гозиасона и Г. Шилтьяна (натюрморт).

Творчеству Александра Яковлева, мастера, развившегося в стороне от парижских влияний, уделено в «Числах» должное место. Этот блестящий рисовальщик показан «декоративным панно» и последними корсиканскими работами. Интересную характеристику творчества Яковлева дает Н. Миллиоти.

Русская скульптура представлена вещами Андрусова, Орловой, Мещанинова, Липшица и Цадкина. Это мастера европейского масштаба, с которыми необходимо познакомиться русской публике. Иностранное искусство также нашло свой отклик в «Числах». Мы находим здесь воспроизведения картин Де Ла Круа, Домье, Вламенка, де Пизиса и Люрса. Довольно подробная, хотя несколько односторонняя статья Поля Фиренса может познакомить читателя с главными направлениями русской живописи в Париже.