Филон. Современная живопись и журнал «Числа»
// Возрождение. 1932. 14 июля. № 2599. С. 4.
Филон
Современная живопись и журнал «Числа»
Современное
искусство и, в особенности, живопись, к сожалению, мало известны широкой
русской публике и поэтому нельзя не приветствовать то внимание, какое уделяет
журнал «Числа» произведениям нового искусства. Выход 6-й книги этого журнала
дает повод подвести итог художественной деятельности сборника.
Искусство
живописи в России, как известно, развивалось несколько в стороне от общего
русла европейского искусства. Начиная с 50-х годов прошлого столетия и кончая
почти началом ХХ века, русская живопись находилась под влиянием художественных
догм двух направлений — «передвижничества» и позже «Мира искусства». Оба эти
направления, каждое по своему, создали свой канон, весьма далекий, по нашему
мнению, от традиции настоящего искусства. Преобладание литературных и
социальных элементов у «передвижников» и «эстетических» у «Мира искусства»
низвели художественно-техническую сторону на весьма низкую ступень и, кроме
отдельных талантов (Репина, Сурикова, Серова), русская живопись этого времени
не представляет большого интереса с точки зрения европейского знатока.
Усилия
московской группы художников «Бубновый валет» и отдельных коллекционеров —
Морозова, Щукина и др. — вводят, наконец, русскую живопись в орбиту европейских
исканий. Влияния французских мастеров XIX века благотворно отразились на развитии наших художников. Уже
перед самой войной мы имеем мастеров совсем европейского склада. Такими были:
Машков, Кончаловский, Фальк, Ларионов и др. Октябрьская революция прервала, к
сожалению, эту эволюцию, и мы видим опять (как ни странно) фатальный возврат к
передвижничеству. Все эти мастера из АХР-а, ОСТ-а и других советских
художественных организаций, несмотря на звучность лозунгов, вдохновляются
идеями того же Стасова. Художники зарубежья, которых здесь не мало, поэтому и
являются единственными носителями европейской живописной традиции. Многие из
них пользуются европейской известностью и имена их уже записаны на страницах
европейской истории искусства.
К сожалению,
русская публика не всегда достаточно осведомлена о художественной деятельности
наших мастеров и поэтому для нас особенно интересна инициатива «Чисел»,
единственная в своем роде. В сравнительно короткий срок своего существования
«Числа» показали читателю весьма полно и разнообразно картину развития
современного искусства.
Так, например,
русскому «фовизму», Ларионову, Ланскому, Пуни, Сутину и Шагалу отведено много
места. Мы находим ряд отборных репродукций с картин этих мастеров,
сопровожденных текстами первоклассных критиков. Молодые импрессионисты —
Терешкович, Блюм, Арапов, Пикельный и, наконец, Минчин представлены очень
полно, особенно — Терешкович. Статья об его творчестве, а также красочное
воспроизведение его «Сторожа из Авалона» и пейзажа дают полное представление об
его художественной физиономии.
Интересна
статья Максимилиана Готье о творчестве покойного Минчина. Мы вполне одобряем
выбор репродукции «Отъезд на Корсику»: это одна из лучших работ, оставленных
мастером. Приятны пейзажи Блюма. Неоклассицизм представлен репродукциями с
картин Льва Зака (голова), Гозиасона и Г. Шилтьяна (натюрморт).
Творчеству
Александра Яковлева, мастера, развившегося в стороне от парижских влияний,
уделено в «Числах» должное место. Этот блестящий рисовальщик показан
«декоративным панно» и последними корсиканскими работами. Интересную
характеристику творчества Яковлева дает Н. Миллиоти.
Русская
скульптура представлена вещами Андрусова, Орловой, Мещанинова, Липшица и
Цадкина. Это мастера европейского масштаба, с которыми необходимо познакомиться
русской публике. Иностранное искусство также нашло свой отклик в «Числах». Мы
находим здесь воспроизведения картин Де Ла Круа, Домье, Вламенка, де Пизиса и
Люрса. Довольно подробная, хотя несколько односторонняя статья Поля Фиренса
может познакомить читателя с главными направлениями русской живописи в Париже.
|